Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе­ние, интонация, слогораздел.

 

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше­ние со звуками речи.

 

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со­ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо­значают: ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

 

Гласные и согласные звуки

 

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки. Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания. См. подробно: Правила русской транскрипции в школе.

 

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

 

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

 

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

 

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер­дости-мягкости: [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

 

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот­носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще­ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

 

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук. Например, щека — [ш′ика], чаща — [чаш′а], ванна — [вана], касса — [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости: [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

 

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными, это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими. Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

 

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция. Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются. Напри­мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

 

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую­щими способами:

 

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

 

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а)  если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе­лье — бе[л′йо];

б)  для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в)  для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

 

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

 

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

 

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

 

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

 

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

 

Памятка:

  • Звуки  [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] — глухие (не имеют пары по твер­дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш′] — всегда  мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова)

 

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1.

 

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

 

Иногда необходимо сделать фонетическую запись целого предложения или текста. См. об этом подробнее: Образцы транскрипции предложения.


Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без­ударный; 
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер­дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

 

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
  [у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

 

См. подробно: правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников.

 

Дополнительно:


Источник: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=844446d3-45b9-4cc3-b633-1202405b832a


Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж

Как правильно сделать звуко буквенный разбор слова ёж